Что такое автомобильный спидометр и почему он «врет»?

Что такое автомобильный спидометр и почему он "врет"?Автомобильный спидометр - это, вопреки многим заблуждениям, не только красивая штуковина со стрелкой и цифрами, которая занимает половину приборной панели. Спидометр - это, прежде всего — прибор, который измеряет скорость движения вашего авто, позволяя вам соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения.

В некоторых ситуациях при помощи спидометра можно сэкономить топливо, для этого всего лишь необходимо ехать с оптимальной скоростью, при которой машина потребляет наименьшее количество топлива. Кроме того, соблюдая рекомендованную скорость, например в зимнее время, спидометр позволяет сохранить себе жизнь, а также всем остальным участникам дорожного движения. Ну, согласитесь, откуда бы вы знали, что едете быстро не будь у вас этого прибора измеряющего скорость? Понять, что вы едете 100, а не скажем 150 км/час довольно сложно, если машина новая, "горячая", а дорога идеально ровная. Точно определить скорость под силу разве что очень опытному автомобилисту. Короче говоря, спидометр очень важная в автомобиле вещь, без которой наступил бы хаос и "беспредел" на дороге, потому что никто не знал бы сколько это "быстро" или чуть-чуть быстрее...

О том, что такое автомобильный спидометр вы уже узнали "в общих чертах", но к этому мы конечно же еще вернемся. Кроме этого, мы поговорим о другой не менее интересной загадке — почему большинство спидометров, если не все, врут, то есть показывают не ту скорость с которой вы движетесь, а на несколько "км" или даже десяток больше.

 Что такое спидометр и каким он бывает?

Если бы у "Википедии" спросили, что такое автомобильный спидометр, она бы ответила примерно следующее — это прибор для измерения (определения) скорости движения транспортного средства, в реальной скорости и в таком духе... Спидометры бывают разные, но в основном это — аналоговые (механические) и цифровые.

Аналоговый спидометр

Так выглядит классический аналоговый спидометр

Второй вариант — менее популярен, так как существует относительно недавно. Аналоговый спидометр более распространен и имеет относительно простую конструкцию. Прибор связан с трансмиссией при помощи гибкого вала, своего рода тросиком, который передает вращение. На разных моделях автомобилей можно встретить один и тот же спидометр, отличаются они лишь редуктором, который установлен в их приводе. Редуктор имеет необходимое передаточное число, которое идеально подходит для конкретной модели автомобиля. В заднеприводных авто, обычно спидометр контролирует скорость вращения вторичного вала трансмиссии, следовательно, показания зависят от передаточного числа редуктора заднего моста, размера шин и погрешности самого прибора.

Цифровой спидометр

Полностью электронный, цифровой спидометр

У переднеприводных машин, у которых двигатель имеет поперечное расположение спидометры обычно получают информацию о скорости движения автомобиля от привода левого колеса после главной пары. Стало быть, кроме погрешности спидометра, а также размера шин, на точность будет влиять закругление дороги: при повороте налево прибор будет врать чуть меньше, направо – чуть больше.

Почему спидометр врет?

Все вышеописанные проблемы влияют на точность показаний прибора, как в большую, так и меньшую сторону, однако почему же все-таки спидометр "привирает" и показывает скорость больше, чем она есть на самом деле? Почему не меньше? Это, прежде всего, нужно для того чтобы минимизировать вероятность нарушения водителями скоростного режима и как результат получения ими штрафа. Причина номер "2" — осторожность самих автопроизводителей. Они мыслят осторожно и продуманно. Если вы на самом деле будете ехать медленнее чем показывает прибор, пытаясь соблюсти режим скорости и ПДД, то это не будет нарушением. Просто ваша скорость будет меньше на пару км/час чем показывает прибор. Другое дело — когда вы едете, придерживаясь всех правил, а вас останавливает инспектор и штрафует на несколько тысяч за превышение скорости... Вот в этом случае будет очень обидно, больше того вы скорее всего подадите на производителя в суд с просьбой компенсировать убытки. А что если по вашему примеру поступят сотни или тысячи обладателей таких же машин? Тогда компания обанкротится, выплачивая штрафы и судебные издержки пострадавшим автомобилистам. Кроме того, автопроизводитель делает "напуск" или лучше сказать "зазор, запас" на тот случай если вы не соблюдаете правильное давление в шинах, используете шины "неправильного" диаметра, или еще что-то третье, что может повлиять или исказить показания спидометра.

В среднем спидометры врут на - 10% при скорости около 200 км/ч. При этом не стоит думать, что увеличение или уменьшение пропорциональным и двигаясь со скоростью 110 км/ч спидометр будет "врать" на 5-10 км/ч, а на скорости 60 км/ч вообще нет погрешности.

Кроме причин по которым спидометру необходимо "врать" описанных выше следует отметить тот факт, что этому прибору намного сложно соблюдать точность по сравнению с остальными приборами. Дело в том, что скорость движения определяет скорость вращения колеса, точнее показания снимаются с трансмиссионного вала, скорость вращения которого равна скорости вращения колеса. Как уже говорилось выше, скорость вращения колеса зависит от диаметра колеса, а этот параметр как вы знаете очень нестабильный.

Устанавливая шины нештатного размера, например вместо положенных 165/70R13, вы решили поставить — 175/70R13 или наоборот, вы увеличиваете погрешность спидометра на 2,5%. В принципе не так уж и много, однако если эта погрешность прибавится к погрешности самого прибора, а также редуктора, а в шинах будет низкое давление, то спидометр начнет "врать" более серьезно. Низкое давление в шинах — вообще отдельная тема, кроме разной деформации, увеличенного сопротивления, повышенного износа шин вы получаете еще и расход топлива и завышенные показания спидометра. О давлении в шинах я когда-то уже писал, те кому интересно могут полюбопытствовать. Вот вам ссылка на статью о давлении в шинах.

Точность механического спидометра во многом зависит от степени износа его деталей, а также состояния привода. Гибкий вал должен пролегать "по прямой" без каких-либо резких перегибов в противном случае возникнет дополнительное сопротивление, колебание стрелки, шум в механизме, а также преждевременный износ троса. Привод троса усложняет сборку и разборку "приборки", в итоге все эти неудобства привели к тому, что автопроизводители стали все чаще использовать новый, более точный и совершенный тип спидометра. Им стал электронный спидометр, его работа построена на показаниях датчика скорости.

Внешне, некоторые электронные спидометры очень нелегко отличить от механических аналогов, ведь там есть и стрелка барабан с цифрами. Однако в электронных спидометрах стрелка не зависит от колес ее приводит в движение электронный измеритель, который выставляет положение стрелки руководствуясь числом импульсов, которое поступает с датчика скорости.

Полностью электронные спидометры — более совершенны, они могут выдавать результат скорости в электронном виде, но как показала практика и исследования данные спидометра классическом виде со стрелкой и циферблатом лучше воспринимаются автомобилистами. Устройство электронного спидометра очень сложное, стрелки находятся под управлением электроники и исполнительных электродвигателей. Здесь вам и жидкокристаллический дисплей и масса чипов и разных индикаторов.

Однако несмотря на все достижения в области электроники принцип практически не изменился, контроль за вращением ведущего колеса с шиной, никуда не делся. Следовательно все вышеописанные ошибки и погрешности также будут присутствовать, до тех пор пока кому-то не придет в голову добиться "швейцарской" точности и усовершенствовать спидометр не только внешне но и внутренне. И, что, самое интересное не нужно ничего придумывать, все уже придумано. Существуют так называемые маршрутные компьютеры, которые следят за расходом топлива. Компьютер производит измерение руководствуясь километровыми столбами которые вкопаны с высочайшей точностью, которой можно только позавидовать многим спидометрам. Кроме этого изобретения, нельзя не отметить возможность измерения скорости движения посредством навигаторов а также придорожных высокоточных табло, которые уже не первый год успешно используются в Европе.

Источник: avtopulsar.ru

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в соц. сетях сетях:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *