Актуатор турбины: назначение, устройство, разновидности, поломки
Способов повысить мощность и КПД двигателя существует немало, одним из наиболее эффективным считается установка турбины. Турбокомпрессор позволяет существенно улучшить тяговые и динамические характеристики двигателя при относительно небольшом расходы топлива и объеме силового агрегата.
Не вдаваясь в подробности, которые и без того известны даже школьникам, турбина позволяет повысить мощность и отдачу мотора за счет принудительного увеличения воздушного объема в камеры сгорания. Чем больше кислорода, тем лучше будет сгорать ТВС, тем выше будет отдача двигателя при одних и тех же затратах топлива. Более подробно о том, что такое турбина, как она работает и т. д., читайте здесь.
Большой поток выхлопных газов, которые повторно используются для раскручивания турбины, требуется эффективная выхлопная система. С этой целью был придуман актуатор, о котором мы сейчас и поговорим.
Актуатор турбины — как это работает?
Актуатор или вакуумный регулятор, вестгейт, избыточный клапан — это устройство, задача которого заключается в сбросе повышенного давления (выхлопных газов). Когда мотор работает избыточный клапана не позволяет турбину от перегрузки, а также не дает мотору "пойти в разнос".
Рекомендую: Что такое турботаймер на дизель и стоит ли его устанавливать?
Работа заключается в том, чтобы при слишком больших оборотах и повышении давления выхлопных газов и воздуха до критической отметки, проходящих через "улитку", открывался клапан, тем самым стабилизируя ситуацию. Когда открывается избыточный клапан турбины определенная часть отработавших газов просто идут в обход турбины. Это позволяет снизить давление и предотвращает "перекручивание" турбины, а также защищает мотор от слишком высоких оборотов мотора. Давление снижается благодаря перенаправления потока газов в обход крыльчатки турбины, через так называемую калитку актуатора, которая им управляется. Таким образом удается достичь хорошей своевременной очистки камеры сгорания от выхлопа, так как баланс необходимого воздуха для ТВС и выхлопа четко контролируется. Где устанавливается актуатор? Устройство располагается практически на самой турбине.
Разновидности вестгейтов
На моторах с турбинами, которые имеют изменяемую геометрию, также используются актуаторы, они могут быть пневматическими или вакуумными, а также электро. В таких комплектациях роль вестгейта заключается в том, чтобы выполнять поворот лопаток механизма турбин с изменяемой геометрией. Отличием таких избыточных клапанов от обычных является то, что они не имеют калитки с управлением от повышенного давления.
Читайте также: Регулировка перепускного клапана
Распространенные неисправности актуаторов
- Повреждение мембраны;
- Проблемы с электрическими элементами;
- Неисправность электромотора;
- Износ червяка и зубьев шестеренок электрического актуатора.
Признаки неисправности актуатора
- Турбина не развивает обороты и не обеспечивает необходимой мощности.
- Плавает давление турбины. Если давлении нестабильно, возможно причина в перепускном клапане, который сбрасывает давление.
- Увеличенный расход топлива. Нерабочий вестгейт нередко становится причиной того, что большое количество не воспламенившегося топлива просто уходит в выпускной тракт, тем самым увеличивая расход горючего в разы.
Актуально: Турбина гонит масло в интеркулер: причины и способы решения проблемы
Заметив что-либо из вышеперечисленного незамедлительно обратитесь к специалистам. Опытный механик выполнит ремонт актуатора и тем самым позволит вам избежать дорогостоящего ремонта турбины или полной ее замены.
Текст: АвтоПульсар